Загорскому районному совету депутатов есть что скрывать от народа. По крайней мере так считает депутат Юрий Данилов


Райсовет — кому есть что скрывать?

20.09.2011 23:26
Администратор

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Несколько дней назад на сайте Альтернативной газеты я опубликовал статью «Звезда горсовета» в которой описал случай произошедший со мной на последнем заседании городского Совета депутатов. Тогда один из народных избранников пытался ограничить мои законные права гражданина на сбор информации, ссылаясь лишь на своё «хочу». Похожая ситуация возникла и в районном Совете.

На рассмотрение членов районной депутатской комиссии по СМИ, кандидатом в областные депутаты от профсоюзной организации входящей в «Народный фронт» партии «Единая Россия» Юрием Даниловым, 19 сентября был внесен проект Положения «Об аккредитации средств массовой информации при Совете депутатов Сергиево-Посадского муниципального района».

Сегодня мне, как заместителю председателя «комиссии по СМИ, свободе слова и общественному противодействию коррупции» Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района, данный проект был передан для ознакомления, одним из депутатов.

После внимательного изучения этого документа, который я публикую полностью для общественной экспертизы, мне захотелось поделиться с читателями некоторыми наблюдениями. По роду своей общественной деятельности в организации «Гражданская солидарность» мне часто приходится сталкиваться с нарушениями прав граждан, в том числе и собирающих информацию. Анализируя этот документ, имея определенный опыт, я руководствовался в первую очередь Конституцией РФ, Указами Президента РФ, и Федеральными законами, имеющими высшую, чем принимаемые представительным органом местного самоуправления Положения – юридическую силу.

Внимание уважаемых депутатов районного Совета (большинство из которых члены партии «Единая Россия»), перед возможным принятием ими данного документа на очередном заседании (назначенном на 27 сентября), я бы хотел заострить вот на каком моменте.

Совет депутатов, как орган местного самоуправления, действительно может принять Положение «Об аккредитации средств массовой информации при Совете депутатов», опираясь на Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями до 21 июля 2011 г.), однако предлагаемый проект, подготовлен с определенными противоречиями, как этому, так и другим Федеральным законам РФ. Такие противоречия подлежат исключению из данного Положения, в противном случае принявший его Совет – превысит свои полномочия.

Пойдем по порядку.

В пункте 1.1., «Общие положения», обсуждаемого проекта, говорится:

«Под средством массовой информации (далее СМИ) в настоящем Положении понимается, в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», такие формы периодического распространения массовой информации, как периодические печатные издания (газета, журнал), радио- и телепрограммы (радио и телевидение), а также информационные сайты в сети Интернет».

В законе «О средствах массовой информации» не содержится понятия «Информационный сайт», а вот само понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2. В ней указано: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

«Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Также он не может быть признан иной формой периодического распространения массовой информации, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, в постановлении № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Более того, в этом постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО (Российская газета, Гражданское право.

Из вышеописанного следует, что авторы обсуждаемого проекта Положения «Об аккредитации средств массовой информации при Совете депутатов Сергиево-Посадского муниципального района», ошибочно приписали под действие закона о СМИ, на котором оно основывается, информационные сайты в сети Интернет. Стало быть, данная формулировка подлежит редакции, путем исключения из неё слов – «а также информационные сайты в сети Интернет».

Следующий правовой аспект касается пункта 5.1., обсуждаемого проекта Положения «Работа с лицами, не имеющими аккредитации», в котором говорится:

«Для представителей СМИ, не имеющих аккредитации, и граждан, осуществляющих свое право на получение информации, разрешение на фото- и видеосъемку заседания Совета депутатов должно быть получено у Председателя Совета депутатов. Соответствующий письменный запрос подается не позднее, чем за два рабочих дня до заседания. Решение по нему выносится и доводится до сведения запрашивающего не позднее, чем за сутки до заседания. Сотрудником отдела по обеспечению депутатских полномочий и взаимодействию со СМИ аппарата Совета депутатов проводится инструктаж под роспись о порядке проведения съемки».

Закон о СМИ, на котором основывается данный проект Положения, не распространяется на граждан, осуществляющих свое право на получение информации.

Для граждан Российской Федерации, в контексте затрагиваемого вопроса, кроме статьи 29 Конституции РФ, действуют нижеприведенные законы.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в статье 1, говорит:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Составителям обсуждаемого проекта Положения «Об аккредитации средств массовой информации при Совете депутатов Сергиево-Посадского муниципального района» напоминаю о том, что Федеральные законы Российской Федерации, имеют высшую, чем принимаемые представительным органом местного самоуправления Положения, юридическую силу. А значит ограничивать право граждан, осуществляющих свое право на получение информации, присутствующих на открытых заседаниях районного Совета, депутаты не могут.

Аналогичные принципы содержаться и в Федеральном законе Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статья 4 которого, говорит:

«Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в данном законе обозначаются следующим: «присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов, государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изменениями от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.), также говорит о том, что «деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Из вышеприведенных законов следует то, что никакого «разрешение на фото- и видеосъемку заседания Совета депутатов», для граждан, осуществляющих свое право на получение информации, Председателем Совета депутатов – требоваться не может, как и не может быть установлено подобное требование решением Совета депутатов. Стало быть, данная формулировка пункта 6.1., подлежит редакции, путем исключения из неё слов – «и граждан, осуществляющих свое право на получение информации».

Следующий пункт обсуждаемого проекта Положения также содержит явные противоречия закону о СМИ. В пункте 8.1., «Лишение аккредитации», регламентируется следующим:

«Средство массовой информации может быть лишено аккредитации или ему может быть отказано в аккредитации в случае неоднократного распространения им сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь и достоинство депутатов, должностных лиц, или деловую репутацию».

В соответствии с законом о СМИ, данный пункт следует в конце дополнить словами – «подтвержденные соответствующим решением Суда, вступившим в законную силу».

Отказ в аккредитации в зависимости от содержания прежних публикаций нарушает права журналистов и препятствует их профессиональной деятельности.

Согласно ст. 48 закона о СМИ, журналист может быть лишен аккредитации лишь в двух случаях:

1. Когда им нарушены правила аккредитации, которые в силу требований ст. ст. 1 и 5 закона о СМИ не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов;

2. Если журналистом распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство работников аккредитовавшей организации, что должно быть подтверждено вступившим в силу решением суда.

Никакие иные случаи, в том числе связанные с «необъективностью», «тенденциозностью» освещения деятельности аккредитующей организации, не могут служить основанием для лишения или отказа в аккредитации.

Следовательно, формулировка в пункте 8.2., также требует редакции, путем исключения и неё союза «или» перед словами «решение суда, вступившее в законную силу»:

«Решение о лишении аккредитации или об отказе в аккредитации принимает Совет депутатов на основании соответствующей инициативы Председателя Совета депутатов, профильной депутатской комиссии, депутата или группы депутатов. Решение должно быть мотивированным и содержать ссылки на факты, действующее законодательство и (или) решение суда, вступившие в законную силу».


Кроме указанных выше несоответствий проекта обсуждаемого Положения, Федеральному законодательству, в нем содержаться и другие неточности, о которых лучше всего позаботиться самим составителям, дабы не подставлять депутатов, которые возможно захотят за него проголосовать.

Как председатель общественного координационного совета «Гражданская солидарность», в манифесте которого говорится о намерении контролировать власть, я категорически против принятия районным Советом депутатов данного Положения, в какой-либо форме ограничивающего права граждан и журналистов, на доступ к информации, имеющей общественное значение, и не являющейся государственной тайной.

Судебная практика в городах России показывает, что подобные попытки депутатов ограничить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления – благополучно оспариваются.

Однако не стоит смотреть на желание избранников народа отгородится от источника власти в государстве (собственно самого народа), только с правовой точки зрения. Местное сообщество обязательно должно дать такому предложению и морально-этическую оценку.

Для этого, в оставшееся до очередного заседания Совета время, я попрошу прокоментировать данную инициативу депутата Данилова, как его коллег по районному и городскому Совету, так и известных общественных деятелей, журналистов, и членов Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района.

Не зря данная статья начинается с приведения цитаты принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в противодействии коррупции. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.

Кроме всего прочего, в интересы общества однозначно входит и контроль за работой народных избранников. Если депутатам есть что скрывать в своей деятельности, значит что-то тут неладно… Делайте соответствующие выводы.

Председатель общественного координационного совета «Гражданская солидарность»,

Член Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района,

Андрей Трофимов

ПРОЕКТ

ПОЛОЖЕНИЕ

Об аккредитации средств массовой информации при Совете депутатов Сергиево-Посадского муниципального района

  1. 1. Общие положения

1.1. Под средством массовой информации (далее СМИ) в настоящем Положении понимается, в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», такие формы периодического распространения массовой информации, как периодические печатные издания (газета, журнал), радио- и телепрограммы (радио и телевидение), а также информационные сайты в сети Интернет.

1.2. Аккредитация средств массовой информации при Совете депутатов Сергиево-Посадского муниципального района (далее – Совет депутатов) проводится в целях создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов по освещению работы Совета депутатов, получения и распространения достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, совершенствования их взаимодействия со СМИ.

1.3. Аккредитация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, Регламентом Совета депутатов, настоящим Положением и не может быть использована для ведения цензуры, иного ущемления свободы массовой информации, ограничения прав граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

  1. 2. Виды аккредитации

2.1. Аккредитация может быть постоянной и временной.

2.2. Постоянная аккредитация осуществляется для средств массовой информации, зарегистрированных в установленном законом порядке и подавших заявку на аккредитацию. Срок постоянной аккредитации составляет один год. Постоянная аккредитация действительна для всех журналистов, представляющих аккредитованные СМИ на мероприятиях Совета депутатов.

2.3. Временная аккредитация предоставляется в случае отсутствия постоянной аккредитации на срок, необходимый для выполнения конкретного редакционного задания, связанного с освещением мероприятия Совета депутатов.

  1. 3. Порядок аккредитации

3.1. Заявка редакции СМИ на постоянную аккредитацию подается на имя Председателя Совета депутатов на официальном бланке за подписью руководителя или главного редактора, заверенной печатью.

3.2. К заявке прилагается копия свидетельства о регистрации средства массовой информации. В заявке необходимо указать:

— полное название СМИ и его учредителя;

— фамилию, имя, отчество руководителей (директор и главный редактор);

— тираж (или охват аудитории – для электронных СМИ);

— периодичность выпуска (или выхода в эфир);

— местонахождение редакции и почтовый адрес;

— номера телефонов, факсов, адрес сайта и электронной почты редакции.

3.3. Решение о постоянной аккредитации принимает Совет депутатов по представлению профильной комиссии. Процедура выдачи постоянной аккредитации не должна превышать двух месяцев с момента подачи заявки на аккредитацию. Копия решения Совета депутатов по данному вопросу является документом, удостоверяющим факт постоянной аккредитации СМИ.

3.4. Решение о временной аккредитации принимает Председатель Совета депутатов на основании ходатайства руководителя СМИ, которое может быть предоставлено письмом, по факсу или электронной почте не позднее, чем за два рабочих дня до мероприятия Совета депутатов. Решение о временной аккредитации принимается и доводится до сведения редакции СМИ не позднее чем за сутки до мероприятия.

3.5. Работу, связанную с аккредитацией СМИ и обеспечением журналисткой деятельности на мероприятиях Совета депутатов, осуществляет отдел по обеспечению депутатских полномочий и взаимодействию со СМИ аппарата Совета депутатов.

  1. 4. Работа с аккредитованными средствами массовой информации

4.1. Журналистам СМИ, аккредитованным при Совете депутатов, обеспечиваются надлежащие условия для осуществления профессиональной деятельности. В этих целях отдел по обеспечению депутатских полномочий и взаимодействию со СМИ:

— своевременно (не позднее, чем за два рабочих дня) извещает редакции СМИ о дате, времени и месте проведения заседаний и иных мероприятий Совета депутатов;

— создает необходимые условия для работы журналистов, технического персонала электронных СМИ;

— обеспечивает журналистов необходимыми информационными материалами;

— оказывает содействие в организации интервью с руководителями Совета депутатов, депутатами, должностными лицами;

— организует проведение брифингов и пресс-конференций по вопросам деятельности Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района.

4.2. Заседания Совета депутатов являются открытыми для участия представителей аккредитованных СМИ, если депутатами не принято решение о проведении закрытого заседания (закрытого рассмотрения вопроса). Участие аккредитованных СМИ в заседаниях рабочих органов Совета и депутатских фракций допускается по решению этих органов.

4.3. Фото- и видеосъемка на мероприятиях Совета депутатов для представителей аккредитованных СМИ не требует дополнительного разрешения при условии, что это не создает неудобств для участников мероприятия.

  1. 5. Работа с лицами, не имеющими аккредитации

5.1. Для представителей СМИ, не имеющих аккредитации, и граждан, осуществляющих свое право на получение информации, разрешение на фото- и видеосъемку заседания Совета депутатов должно быть получено у Председателя Совета депутатов. Соответствующий письменный запрос подается не позднее, чем за два рабочих дня до заседания. Решение по нему выносится и доводится до сведения запрашивающего не позднее, чем за сутки до заседания. Сотрудником отдела по обеспечению депутатских полномочий и взаимодействию со СМИ аппарата Совета депутатов проводится инструктаж под роспись о порядке проведения съемки.

5.2. В исключительных случаях решение о присутствии на мероприятиях Совета депутатов представителей СМИ, не имеющих аккредитацию, может быть принято Председателем Совета депутатов непосредственно перед началом мероприятия.

  1. 6. Обязанности представителей средств массовой информации

6.1. В ходе проведения мероприятий Совета депутатов представители СМИ обязаны не вмешиваться в ход мероприятия (если оно не организовано специально для прессы) и не создавать своими действиями неудобств для депутатов и других участников.

6.2. Журналист, присутствующий на мероприятиях Совета депутатов, должен иметь при себе редакционное удостоверение.

6.3. Журналист не должен использовать установленные законодательством о СМИ и настоящим Положением права в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений или распространения слухов под видом достоверных сообщений.

  1. 7. Лишение аккредитации

7.1. Средство массовой информации может быть лишено аккредитации или ему может быть отказано в аккредитации в случае неоднократного распространения им сведений, не соответствующих действительности или порочащих честь и достоинство депутатов, должностных лиц, или деловую репутацию, подтвержденные соответствующим решением Суда, вступившим в законную силу.

7.2. Решение о лишении аккредитации или об отказе в аккредитации принимает Совет депутатов на основании соответствующей инициативы Председателя Совета депутатов, профильной депутатской комиссии, депутата или группы депутатов. Решение должно быть мотивированным и содержать ссылки на факты, действующее законодательство и (или) решение суда, вступившие в законную силу.

7.3. Отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а также нарушение прав журналиста аккредитованного средства массовой информации могут быть обжалованы в суде в соответствии с действующим законодательством.

  1. 8. Переходные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в силу с 01 января 2012 года.

Источник: http://alt-gazeta.ru/index.php/what-ails-you/1920-2011-09-21-01-31-02.html

===============

О г-не Данилове (см. пост №3)

Работа Загорского районного Совета депутатов – тема в нашей группе ВКонтакте

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s