О проблемах начального школьного образования в современной России


Рабыни воспитывают новых рабов

Где-то прочитал: характер человека формируется в первые 9 лет его жизни. Помню, подумал, видимо, ребёнок как тёплый пластилин – лепи из него что хочешь, но учти, потом, остывший и окаменелый он уже свою форму не изменит. Захочешь что-то подправить – придётся острым резцом.

Но кто этот скульптор, в чьих руках тёплый, податливый пластилин – маленький ребёнок, обретает форму и характер на всю жизнь?

“Мнут” 9 лет нашего ребёночка несколько человек. Вот они: папа, мама, дедушка, бабушка, воспитательница детсада и учительница начальных классов. Как думаете, чей вклад в воспитание самый большой?

Сузим круг “подозреваемых”: папа зарабатывает на хлеб, он целый день на работе, дедушек мало из-за ранней смертности, мамы тоже не в счёт, редкая из них сидит с ребёнком больше трёх лет, отдаёт в сад и идёт работать. Остаются бабушка да воспитательница с учительницей.

Милые наши бабушки! Почему жизнь так не похожа на ваши сказки, в которых добро победит зло само-собой – не о чем беспокоиться, а Емелюшке принесут прямо на печку пол царства…? Когда слышишь, что где-то ребёнка воспитывает бабушка, то, скорее, жалеешь этого ребёнка, расспрашиваешь, что там случилось, в этой семье.

Дальше, детсадовские воспитательницы. Своих, лично я не помню, и не из-за давности лет. Просто, никак не отложилось. Так, несколько каких-то чужих тёть, болтающих друг с другом, при этом не сводящих с детей глаз. Этакая служба безопасности, лишь бы с ребёнком ничего не случилось.

Но вот, дитя моё, закончилось твоё детство, наступил долгожданный день, которого все ждали и к которому готовились. Первый день сентября, музыка, жёлтые осенние листья, цветы, букеты, букеты… Мальчики в непривычных костюмах и новых ботинках, наряженные девочки с громадными бантами. Вот они, детсадовские выпускники, а ныне первоклассники, идут к школе, никто не улыбается, крепко держаться за руку взрослого, возбуждённого, демонстрирующего своё чадо.

В школьном дворе всё строго, торжественно. Ещё чуть-чуть потерпите, мои милые первоклассники, сейчас перестанет кричать радостно в микрофон и заламывать руки тётенька, похожая на ту, из рекламы, сейчас дяденька в очках скажет, что поздравляет и тоже очень рад, сейчас одной из вас дадут колокольчик, поднимут на руки и понесут…

Всё. Закончилось. Гул стих. Ты уже пообвыкся, начинаешь разглядывать своих новых товарищей, и вот тут раздаётся ЕЁ голос: “1ый ”Б” построиться!”.

…Учительница первая моя…! Что стараются разглядеть в твоих глазах маленькие люди, что думают о тебе, напряжённо улыбаясь, их родители. Понимаешь ли ты, уводя детей в класс, на 4 года становясь для них самым авторитетным взрослым, понимаешь ли ты, что заглядываешь в будущее?

Начальная школа – ведь это модель того, как устроено и живёт общество взрослых, где самым частоупотребляемым словом является слово “работа”: “…не могу говорить, я сейчас на работе…”, “…привет, где сейчас трудишься…”, “…давай после работы встретимся…”, “…куда собираешься в отпуск…” и т.д. и т.п. Хочешь, не хочешь, а вся жизнь человека крутится вокруг работы.

А вот вам школьная модель взрослой жизни: учитель начальных классов – это работодатель, он объясняет, что нужно сделать, показывает как, и даёт объём работы в классе и на дом. За выполненную работу он платит работникам, читай “ученикам” плату ввиде цифр от 1 до 5.

Никогда ещё, до того как пойти в школу, ребёнка не заставляли столько трудиться, и никогда чужой человек не оценивал его труд.

И вот тут наступает момент истины: соотношение количества и качества труда и платы за него.

О, если бы только промелькнула эта мысль в голове учительницы, выводящей оценку первокласснику. Если бы только внушить ей, что точно и в срок сданному строительному объекту комиссия всегда ставит оценку “удовлетворительно”, что хорощая работа в жизни встречается нечасто и что, если в народе говорят: “хорошо потрудились” – значит пахали до пота, и уж крайне редко кого в жизни называют “отличным работником” – этим вручают ордена и о них поют песни…

Ну а какая же картина по “работе и зарплате” складывается в младших классах?

Картина замечательная. Весенняя картина. Залитое солнцем голубое “четвёрочно-пятёрочное небо” с лёгкими облачками – троечками. Ещё бы, в младших классах учатся особенные люди, все сплошь трудолюбивы и ответственны, как немцы и японцы, да, есть некоторые, которые делают свою работу лишь “удовлетворительно”, но скоро и их не будет, останутся только “япононемцы”.

А если серьёзно, рольучителя начальных классов, подчеркну, начальных, в воспитании трудолюбия и ответственности ребёнка не просто значительна, она решающая. Ведь, как только ученику, не отработавшему на уроке и не сделавшему домашнее задание, первый раз поставят вместо единицы оценку “удовлетворительно”, с этой секунды начинается его деградация как личности.

“Труд” от слова “трудно”. Ребёнок видит, что можно не усердствуя в учёбе, быть в числе “хорошистов”, более того, можно не учить таблицу умножения и иметь твёрдую тройку. А, ведь, во взрослой жизни это означает, извините, ничего не сделав, просить у хозяина денег. Разве не сплошь и рядом мы видим молодёжь с огромными запросами по зарплате и чтобы при этом трудиться немного и приятно, желательно на дому и по свободному графику?

Разве связаны у большинства молодых людей качество жизни и количество затраченного для этого труда?

Разве не отсюда отторжение у молодёжи физического труда: “…вот ещё, буду я стоять у станка, грязную стружку нюхать…”, “…я копать не буду, пусть таджики копают…” и т.д.

А ведь и бешенный алкоголизм и наркотики, всё вырастает отсюда, из младшего школьного возраста, где добренькие учительницы укореняют у детей иллюзии, что можно хорошо жить не трудясь упорно и много, и, что иллюзии эти, сталкиваясь со взрослой реальностью, ведут молодых людей к водочным прилавкам и наркоманским точкам.

А что собственно заставляет учительницу давать неверную, всегда завышенную оценку труда учеников? Две вещи. Во-первых, элементарная женская жалость. Тут ничего не поделаешь пока учитель будет женской профессией, а, во-вторых – страх. Тот самый рабский страх, который есть двигатель большинства наших поступков и непоступков. Страх, что у тебя отнимут каникулы и заставят дополнительно заниматься с отстающими, страх перед недовольными родителями, страх перед самими детьми, страх дать директору плохую отчётность по успеваемости…

А чего мы ждём? Ведь абсолютное большинство учителей вышли из нашего несчастного “совка”. Рождённая в СССР, можешь ли ты воспитать свободного человека, гражданина новой свободной России? Да и считаешь ли ты это своей задачей? Или, не излечившись от холопской болезни, попав в круговерть бандитско-“рыночной” экономики, предпочитаешь “отсидеться в окопчике” до пенсии, втянув голову в плечи, не открывая лишний раз рта?

Нельзя работать учителем в современной школе и быть свободным и независимым человеком. Именно в школах устраиваются избирательные участки, а учителя и завучи работают в них председателями. Именно учителей легче всего уговорить “правильно” голосовать. Открыто высказывающий своё мнение учитель – крайняя редкость, учитель-гражданин – редкость не меньшая.

Успешно перешли к демократии и гражданскому обществу только те из бывших соц. стран, например, ГДР, Чехия, которые провели государственную люстрацию, т.е. запретили бывшим работникам ГБ, милиции и партаппарата занимать государственные должности.

Для России и этого было бы мало. Нужна была замена учителей, особенно учителей начальных классов, где как в заготовительном цеху завода идёт грубая, но главная, формирующая контуры и грани будущей детали обработка. Только там, в младших классах, в ребёнка можно вложить привычку к планомерному и упорному труду, ответственность за свой труд, придирчивой и строгой оценки его. Несколько поколений таких людей возродили бы Россию.

Новое же поколение, выращенное озирающимися, дрожащими от страха учительницами, – это в большинстве своём поколение аполитичных и ленивых мещан-неучей, людей без убеждений и гражданской позиции.

Слова из “Иронии судьбы” об ошибках учителей я бы поправил, назвав это не ошибками, а преступлением.

Презрение к труду, желание больших и лёгких денег, кстати, поэтому и банковские кредиты так распространены среди молодёжи – взял денег, накупил всего, а там, куда кривая выведет…, рабская психология “премудрых пескарей” – не это ли современное молодое поколение – продукт государственной школы, поколение не надежды, а позора России?

Андрей НЕПОМНЯЩИХ,
учитель физики
(Загорский район)

==========

Уже не рабы. Будущее России

Реформа образования

Реклама

9 comments on “О проблемах начального школьного образования в современной России

  1. Статья о том, что современный учитель не свободен. Он работает не на ребенка (как должно быть), а на государство. Свободомыслящего учителя и раньше было не легко встретить, а теперь и подавно. Причин невероятно много! А несвободный не может воспитать свободного человека. он просто не знает, как это, быть свободным, иметь свое мнение. Все должны делать так, как сказала Марьиванна.

  2. Статья нужная, автору большое спасибо.

    Рекомендую всем также прочитать статью д.м.н. В.Ф. Базарного о книге выдающегося педагога США Джона Тейлора Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя».
    В ней наблюдательный педагог подробно описывает, как современная школа убивает у детей творческий потенциал, самомотоятельность мышления, готовит из них послушных марионеток .
    Статья размещена на сайте Русского научного клуба
    http://magiu.ru/russciclub
    В.Ф. Базарный
    «Современная школа – изобретение посвящённых
    для взращивания новых поколений народов с немощным телом, лишённых собственной воли, а так же инструктивно – программируемым интеллектом»
    (О книге Джона Тейлора Гатто
    «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя»)
    Заказать книгу можно свободно по интернету
    http://lib.aldebaran.ru/author/gatto_dzhon/gatto_dzhon_fabrika_marionetok_ispoved_shkolnogo_uchitelya/

    В свете проблем, затронутых Андреем НЕПОМНЯЩИХ, рекомендую и учителям и родителям ознакомиться также с Открытым письмом авторитетного ученого и практика в области купирования и снятия стресса, Генерального директора Центра защиты от стресса г. Москвы, профессора кафедры здоровьесбережения НИРО Х.М. Алиева, который поддержал Обращение ветеранов Сергиево-Посадского района к Главе района В.Н. Короткову, высказавших озабоченность проблемой угасания здоровья наших детей и предложивших ряд мер по ее решению.
    http://alt-gazeta.ru/index.php/mnenia/2533-otkritoe-pismo-v-redakciyu-alternativnoi-gazeti.html/

  3. Проблема начального школьного образования одна из коренных проблем общества. Об этом мало говорят вне проофессиональной среды, хотя проблема касается всех. Автор статьи начал очень важный разговор — нужно посмотреть правде в глаза, назвать все своими именами. Это трудно, конечно, но пока мы закрываем глаза, соглашаемся с полуправдой или ложью, ничего не изменится, и наши дети будут вырастать в лучшем случае конформистами, в худшем — рабами.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s