Самые значимые победы и разочарования правозащитников в 2011 году


Самые значимые победы и разочарования правозащитников в 2011 году. Памяти Станислава Маркелова
| | |

В годовщину убийства адвоката Станислава Маркелова Межрегиональная правозащитная Ассоциация «Агора» традиционно отмечает наиболее крупные и стратегически важные победы правозащитников, а также разочарования, случившиеся в 2011 году. Среди главных побед – неонацисты, отправленные за решетку. Однако список разочарований достаточно большой.

Победы

Неонацисты за решеткой

6 мая 2011 года Московский городской суд на основании обвинительного вердикта присяжных за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой приговорил Никиту Тихонова к пожизненному лишению свободы, а его соучастницу — Евгению Хасис — к 18 годам колонии. 14 сентября судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда России оставила этот приговор без изменений, и он вступил в законную силу. Тихонова этапировали в колонию особого режима для пожизненно заключенных «Полярная сова» в Ямало-Ненецком автономном округе.

22 апреля Калининский районный суд Санкт-Петербурга вынес обвинительный приговор шестерым подсудимым по делу об избиении школьников Тагира Керимова и Сулеймана Рамазанова с националистическими криками «Россия для русских», «Убивай хача, мочи хача». Избивавшие ребят под лозунгом «Бей хачей» приговорены к реальным срокам.

18 ноября Ангарский городской суд огласил обвинительный приговор по делу о нападении неонацистов на экологический лагерь в июле 2007 года, во время которого погиб антифашист Илья Бородаенко. Все 20 подсудимых признаны виновными. Четверо из них приговорены к реальным срокам — от 8 лет общего до 8 лет 10 месяцев строгого режима.

Безусловно, главной победой года можно назвать обвинительный приговор националистам Тихонову и Хасис, который у большинства экспертов не вызвал сомнений с точки зрения объективности. Применение властями антиэкстремистского законодательства за призывы к насилию и само насилие по национальному, религиозному признаку более чем оправдано. Крайне неоднозначным здесь можно назвать апрельское решение Мосгорсуда о признании экстремистским Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и запрет ее деятельности.

Наблюдавшиеся в последние годы попытки МВД представить неонацистов и антифашистов равнозначными преступными группировками через осуждение по очереди то одних, то других, в ушедшем году стали мненее очевидны. С одной стороны, по делу Тихонова-Хасис российские власти дали четкий и однозначный сигнал о недопустимости в России подобного рода идеологии: убийство как абсолютно запредельный и недопустимый способ выражения своих идеологических и политических взглядов. В 2010 подобный сигнал был дан по делу майора Евсюкова, который отбывает теперь пожизненное наказание вместе с Тихоновым. С другой стороны, в 2011 году антифашист Алексей Гаскаров был полностью оправдан по делу о нападении на администрацию города Химки — редчайший случай оправдания по «политическому» делу.

Соцгруппа «но пасаран»

В 2011 году в Санкт-Петербурге было дважды прекращено уголовное дело в отношении активистов арт-группы «Война» Олега Воротникова и Леонида Николаева за протестную акцию «Дворцовый переворот», во время которой были перевернуты автомобили с милицейской символикой. Эксперты не признали милиционеров социальной группой.

Также за отсутствием состава преступления в Челябинске Следственный комитет прекратил уголовное преследование за критикующие власть тексты блогера Андрея Ермоленко. По его делу эксперты не признали соцгруппой госслужащих, правоохранителей и депутатов Госдумы, и дело о якобы возбуждении ненависти и вражды к социальной группе развалилось. В целом, в прошлом году появились явные признаки сворачивания сомнительной и незаконной практики привлечения к уголовной ответственности «за социальную группу».

В июне 2011 года Пленум Верховного суда обсудил проект постановления о практике рассмотрения дел экстремистской направленности. Верховный суд подчеркнул, что законодательство о противодействии экстремизму не должно распространяться на должностных лиц, а критика власти не только допустима, но и необходима. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ — «как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий».

— Критика должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц, — отметил Верховный суд.

Российская следственная практика в 2011 году исходила из принципа, что представители органов власти сами по себе не являются социальной группой, а в законодательстве закреплен принцип единообразия применения и толкования норм права. Это означает, что они должны применяться одинаково на территории всей страны и не могут быть истолкованы по-разному в тех или иных регионах России.

Клевета, оскорбление и защита чести

14 июня в Москве мировой судья Карина Морозова признала главу Правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова невиновным в клевете в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова. Причиной уголовного преследования послужило публичное заявление Орлова о вине Кадырова в убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой.

21 июня Хамовнический районный суд Москвы отказал главе Росмолодежи Василию Якеменко в иске к журналистам Олегу Кашину, Александру Морозову и газете «Новые известия». Якеменко не обжаловал это решение, и оно вступило в законную силу. Основанием для иска стало заявление журналиста «Коммерсанта» в блоге о том, что он не сомневается в «якеменковской» версии нападения на себя. Ранее Кашин был жестоко избит. Расследование дела продолжается. Преступники не установлены.

19 октября в мировом суде судебного участка №350 Бегового района Москвы бывший милиционер Николай Хованский отозвал свое заявление о преступлении и отказался от обвинения в отношении музыкального критика Артемия Троицкого, которого ранее обвинял в оскорблении. При этом суд обязал Хованского, ставшего известным после резонансного смертельного ДТП на Ленинском проспекте, заплатить государству 35 тысяч рублей за расходы на проведение судебной экспертизы.

Своеобразным итогом неудачных попыток привлечь журналистов и гражданских активистов за клевету и оскорбления представителей государства стала декриминализация соответствующих статей Уголовного кодекса (статьи 129, 130 и 296). Они перестали существовать в УК, и под занавес года уже появились первые отмены ранее вынесенных решений.

Компенсации

31 октября Кировский районный суд Екатеринбурга обязал Приволжско-Уральский военный округ и Военкомат Удмуртии выплатить около двух миллионов рублей вдове и сыну убитого на стрельбах старшего сержанта Андрея Галанова, которого расстрелял психически неуравновешенный резервист. У Галанова остались дочь и беременная жена, которая родила сына спустя три месяца после гибели мужа.

21 апреля добилась компенсации от государства в 1,2 миллиона рублей жительница Хабаровска Елена Устюжанина — мать солдата, совершившего в Амурской области самоубийство после систематических избиений.

В сентябре студент 5 курса художественно-графического факультета Бирской государственной социально-педагогической академии Дмитрий Апарин с помощью нижегородских правозащитников отсудил у государства 700 тысяч рублей компенсации морального вреда за  тяжелейшие травмы, полученные от милиционера в вытрезвителе.

Полмиллиона рублей Балашихинский суд присудил матери погибшего солдата Антона Долина, который служил в отряде «Витязь» в городе Реутов и скончался после избиения сержантом Романом Черепановым.

17 марта Самарский областной суд обязал казну России выплатить журналисту 450 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование и обвинение в «пиратстве». В июне бывший главный редактор «Новой газеты в Самаре» Сергей Курт-Аджиев, несмотря на возражения Минфина и прокуратуры, получил в полном объеме компенсацию морального вреда.

Произвол и пытки

27 мая Челябинский областной суд по делу о смерти четверых и избиении еще восьмерых осужденных в колонии № 1 Копейска огласил обвинительный приговор сотрудникам областного ГУФСИН. Все подсудимые признаны виновными. Они приговорены к лишению свободы от 4 лет условно до 12 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Экс-глава ведомства Владимир Жидков приговорен к 5 годам лишения свободы условно. Впервые в России по делу о пытках наказан действующий генерал-лейтенант. 31 января в Москве состоится кассационное рассмотрение этого резонансного дела.

В марте пенсионер из Марий Эл Борис Ржавин, которого милиционеры вывели на мороз босиком в нижнем белье, согласился на мировое соглашение с правительством России по своему делу в Европейском суде по правам человека. Государство выплатило ему 12 тысяч евро компенсации.

Дела НКО

В июле Высший Арбитражный суд России постановил: российские НКО не должны платить налог на прибыль с пожертвований, полученных от иностранных доноров. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. ВАС устранил противоречия толкования Налогового кодекса России и поставил точку в этом вопросе для всех российских НКО, так как его решения являются обязательными для исполнения всеми арбитражными судами во всех субъектах федерации. Проблема касалась сотен некоммерческих организаций в России, получающих ежегодно более 1 миллиарда рублей иностранных пожертвований.

Законы «О госслужбе» и «О милиции» вне закона

В июне Конституционный суд России разрешил государственным служащим критиковать начальство и постановил, что критику нельзя ограничивать, если она отвечает общественным интересам. Такое решение суд принял по делам экс-майора милиции из Тольятти Алексея Мумолина, уволенного со службы после видеообращения к главе МВД Рашиду Нургалиеву, и бывшего главного налогового инспектора Межрайонной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу Любови Кондратьевой. Фактически бывшие сотрудники милиции и налоговой добились признания незаконными федеральных законов «О государственной службе» и «О милиции» в части запрета на критику руководства.

Разочарования

Среди разочарований 2011 года правозащитники называют декабрьские массовые аресты на публичных акциях; реформу МВД; Ddos-атаки на оппозиционные сайты; практику публикаций телефонных переговоров и электронной переписки общественных деятелей; 10 лет лишения свободы активистке «Другой России» Таисии Осиповой; аресты за обливание водой прокурора еще одного активиста «Другой России» Дмитрия Путенихина и координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова; а также кампанию против граждан Таджикистана.

Вместе с 2011 годом, к сожалению, ушли правозащитники Галина Кожевникова, Елена Боннэр и Тамара Карастелева.

В описанных делах о победах участвовали адвокаты и юристы, сотрудничающие с Межрегиональным комитетом против пыток, Ассоциацией Агора, Правозащитным центром «Мемориал», Фондом «Право матери».

Контакт Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА»: (843) 537-89-00, 537-89-01, +7-917-398-12-47

===========

Правозащитные организации России

1 комментарий в “Самые значимые победы и разочарования правозащитников в 2011 году

  1. Ввиду того, что пг’авозащитники считают победой приговор по делу, сопровождавшемуся пытками и фальсификацией доказательств своей победой, их следует признать ANTIрусскими FAшистами и прямыми пособниками диктатуры Путина-Медведева.

Оставьте комментарий