Венецианская комиссия о путинском законотворчестве


20 июня 2012 года Европейская комиссия за демократию через право при Совете Европы (Венецианская комиссия) обнародовала «Мнение» о путинском «законе» № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( Opinion on the Federal Law on Combating Extremist Activity of the Russian Federation // European Commission For Democracy Through Law (Venice Commission). 2012. 20 June). Документ принят на 91-й пленарном заседании комиссии 15–16 июня 2012 года.

В документе отмечается, что формулировки закона «О противодействии экстремистской деятельности» слишком неясны и расплывчаты, особенно в части основных понятий – таких как «экстремизм», «экстремистская деятельность», «экстремистская организация» и «экстремистские материалы», – и дают слишком широкий простор для интерпретаций и правоприменения, что приводит к произволу властей.

В документе Комиссии проанализированы различные аспекты определения «экстремистская деятельность». Так, в то время как в соответствии с Шанхайской конвенцией понятия «экстремизм», «терроризм» и «сепаратизм» включают в себя насилие как основной определяющий элемент, отметили авторы документа, некоторые виды деятельности, определенные в законе о противодействии экстремизму как «экстремистские», не предусматривают элементов насилия.

При этом документ подчеркивает, что экстремистским является лишь «насильственное изменение основ конституционного строя» и «нарушение целостности России», то есть ненасильственная деятельность такого рода не подпадает под определение экстремистской.

Комиссия подчеркивает, что мирная защита права наций на самоопределение не считаются преступлениями, а напротив, рассматриваются в качестве законного выражения взглядов человека.

Относительно определения «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни» Комиссия отмечает, что «академические и политические дискуссии и тексты, не преследующие цели возбуждения розни, не представляют собой уголовного преступления». Однако оба определения, включенные в нынешнюю редакцию закона, не подразумевают связи с насилием или призывами к нему, что приводит к многочисленным злоупотреблениям антиэкстремистским законодательством.

Формулировка «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии» позволяет считать экстремистским любое религиозное учение, направленное на доказательство превосходство определенного мировоззрения. Это может привести к ограничению свободы совести и свободы собраний.

Представляется, что под определение экстремистской деятельности должен подпадать лишь насильственный религиозный экстремизм, постановила Комиссия. (к насильственному религиозному экстремизму как раз подпадает преследование девушек «Pussy Riot» — ЭР)

Подчеркивается также сложность и запутанность формулировки «публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний», которая входит в противоречие со сложившейся практикой ЕСПЧ, согласно которой в отношении должностных лиц, действующих государственных служащих, других должностных лиц и общественных деятелей открывается более широкое поле для критики, чем в отношении обычных граждан.

Источник: http://vk.com/wall-38872186_638

===========

 Антидемократические законодательные инициативы власти

Оставьте комментарий